Развитие коммуникативных навыков ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством Floortime-терапии

Развитие коммуникативных навыков ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством Floortime-терапии

В БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии успешно проводятся мероприятия первого этапа социального проекта «Нет барьерам для общения!», реализуемого на базе учреждения в рамках гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проведение комплексной диагностики детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием методики DIR/Floortime – одна из основных задач, поставленных специалистами для достижения основной цели проекта.

Методика Floortime – это один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR. Floortime – это центральный элемент концепции DIR.Floortime – это процесс, в ходе которого родитель с ребенком постоянно чему-то учится. Следовать за ребенком – это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.

DIR – это концепция системы ранней помощи детям с нарушениями. Аббревиатура DIR составлена из первых букв понятий, означающих построение отношений с учетом уровня функционального эмоционального развития и индивидуальных особенностей (ребенка, семьи, окружения и психолога).

D (Developmental) – «развивающий», (в данном случае – развитие ребенка). Специалист может определить, на каком уровне функционального эмоционального развития находится ребенок. Это, в свою очередь, помогает ему углубиться в изучение эмоциональных функций и определить, в какой степени у ребенка развиты навыки на каждом уровне. На данном этапе работы психолог составляет «портрет» функционального эмоционального развития ребенка, который поможет составить индивидуальную программу.

I (Individual Differences) – индивидуальные особенности ребенка. Это подробная информация о ребенке. Специалистами принимаются во внимание: особенности ЦНС, медицинские данные, история семьи, особенности всех членов семьи и их взаимоотношения, семейные ритуалы и традиции, сенсорный профиль семьи и ребенка, его привычки (что любит и не любит). Очень важно понимать, как живет ребенок, и что его окружает. Эти данные учитываются при составлении индивидуальной программы DIR/Floortime.

R (Relationship-Based) – построение отношений, развитие отношений с ребенком. Это все те отношения, которые необходимы для эмоционального развития ребенка. В первую очередь с мамой и папой (воспитателями), потом со специалистами и окружающими людьми. Это то, ради чего строится вся программа DIR/Floortime.

Следует пояснить, что в концепции DIR рассматриваются шесть основных и три дополнительных уровня функционального эмоционального развития (D). При нормальном развитии ребенок осваивает шесть главных уровней к 3-4 годам, это фундамент для последующего развития. У детей с аутизмом или иными проблемами в развитии освоение этих уровней может занять больше времени. Иногда ребенок может освоить какой-то уровень эмоционального развития лишь частично, при этом эмоциональное развитие может продолжиться, но с какими-либо ограничениями.

Цель программы DIR/Floortime – продвижение ребенка вверх по лестнице развития. Специалисты DIR/Floortime преследуют две основные задачи:

- Следовать за ребенком и использовать его естественные интересы;

- Ввести ребенка в мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире с взрослыми.

Floortime – это процесс, в ходе которого взрослый с ребенком постоянно чему-то учатся. Применение методики Floortime дает также возможность решать следующие задачи:

- Установление и укрепление эмоционального контакта с малышом, достижение взаимного удовольствия от общения, понимание и управление ребенком личными эмоциями;

- Установление взаимодействия взрослого и ребенка в диалоге;

- Формирование и улучшение у ребенка навыков саморегуляции;

- Гармонизация сенсорной сферы ребенка;

- Формирование и развитие навыков коммуникации (речевой и альтернативной);

- Обучение ребенка умению решать социальные задачи в необычной ситуации;

- Обучение ребенка умению идти на компромисс;

- Развитие у ребенка разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального);

- Развитие у ребенка самосознания и навыков самооценки;

- Формирование мотивов к обучению и общению;

- Формирование у ребенка основы системы ценностей;

- Построение основ Я-концепции ребенка.

Floortime реализуется в работе с обычными детьми и в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, затрудняющие или сводящие на нет возможность осуществления коммуникационной активности. Внедрение данных методик в работу с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития позволит психологу не только создать целостную картину нарушений у ребенка, но и подобрать целесообразные способы работы с ребенком.



29 мая 2020
09:58
Поделиться