Песочная терапия

Песочная терапия в работе психолога — это вид арт-терапии. Ее эффективность в терапии различных психологических проблем у детей и взрослых подтверждена мета-анализом, включающим более 40 исследований из разных стран. Творческая деятельность благотворно влияет на социальное развитие, повышает качество жизни, уменьшает проявления расстройств личности и улучшает состояние людей с психологическими травмами.

Метод эффективен для терапии детей без ярко выраженных психологических проблем и как часть общей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), задержкой психического и/или речевого развития.

Исследование, проведенное среди дошкольников, показало, что применение песочной терапии помогает:

  • стабилизировать состояние;
  • уменьшить эмоциональное возбуждение;
  • убрать симптомы невротического расстройства;
  • снизить уровень тревожности.

Чтобы заниматься песочной терапией, не нужно быть скульптором или художником — с песком можно делать что угодно и как угодно. Именно благодаря свободной форме процесса песочной терапии у клиентов не возникает внутреннего сопротивления перед работой с психологом.

Специалисты проводят сеансы песочной терапии со взрослыми и детьми от трех лет. Иногда возраст может быть и меньше, если ребенок уже разговаривает. Основная цель песочной терапии — перенести личный опыт и эмоции на песок, а затем исследовать арт-объект и интерпретировать результаты работы. Поэтому клиент должен уметь говорить.

Применять методику можно в индивидуальной и групповой терапии с разными возрастными категориями. При этом алгоритм работы и ее методы могут отличаться. Как именно проводить коррекцию песочной терапией для разных категорий клиентов, психологи могут узнать на нашей программе повышения квалификации по классической песочной психотерапии.

Какие проблемы решает применение песочной терапии

Элементы песочной терапии помогают человеку раскрепоститься, почувствовать, назвать и принять свои эмоции. Психологи, психотерапевты и педагоги применяют методику в индивидуальной работе с клиентом, чтобы определить, какие у ребенка или взрослого есть психологические проблемы и ресурсы для их решения.

В групповой работе средства песочной терапии эффективны для определения психологического климата в группе, выявления лидера, исследования особенностей поведения участников и раскрытия их потенциала.

В целом песочная терапия помогает при работе со следующими психологическими проблемами:

  • трудности в общении;
  • психологические травмы, например, потеря близкого, развод (собственный или родителей);
  • тревожное расстройство;
  • высокий уровень агрессии;
  • чрезмерная застенчивость и нерешительность;
  • фобии;
  • низкая самооценка.

Также в рамках комплексной работы с педагогами и логопедами технология песочной терапии используется для снижения или устранения проблем у детей. Например:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • сложности с адаптацией к новому коллективу в детском саду или школе;
  • общее недоразвитие речи;
  • задержка психического развития;
  • различные нарушения поведения, например, поведение, не соответствующее возрастным нормам;
  • нарушения сна и ночные кошмары.

Песочная терапия в работе с детьми применяется и для общего развития, помогает:

  • быстрее освоить навыки письма, счета и чтения; 
  • познакомиться с окружающим миром; 
  • развить тактильную чувствительность, фантазию и творческие способности.