Адаптивное скалолазание

Адаптивное скалолазание (параклаймбинг) ориентировано на людей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Это не только вид спорта, но и метод реабилитации, не только физическая нагрузка, где работают все группы мышц, но и тест на координацию движений и логическое мышление. Еще один плюс в том, что большинство инвалидов, относящихся к разным нозологическим группам, не имеет к нему противопоказаний. Заниматься адаптивным скалолазанием могут взрослые и дети, не имеющие слуха и зрения, с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) и артритом, с повреждениями позвоночника и мышечной дистонией, а также те, у кого ампутированы конечности (занятия возможны даже при отсутствии двух нижних конечностей).

У адаптивного скалолазания есть два направления: спортивное и адаптивное. Спортивное направление — paraclimbing, встречается также название «параскалолазание». 

Образовательная адаптированная программа предполагает не только работу педагога-тренера с ребенком, но и занятия совместно с родителями или в сопровождении опекунов. Это связано с тем, что некоторым детям необходимо, чтобы был кто-то близкий, хотя бы на первых занятиях, потом ребята привыкают и могут уже заниматься только с тренером. Для родителей также важна поддержка, так как зачастую они лишний раз боятся выйти в общественные места.

Тренировочный процесс позволил определить набор заданий и приемлемых технических приемов для адаптивного скалолазания. Например, для развития моторики подойдут следующие упражнения: «Мяч», «Марш», «Равновесие». Упражнение «Мяч» — игры с мячом, хотя и очень просты, они доставляют огромное удовольствие. Это поможет развиться навыкам зрительного движения, наблюдения за объектами. Второе упражнение — «Марш» — относится к крупной моторике, и представляет собой простую двигательную активность. При этом ребенок повторяет движения за взрослым, например, имитирует шаг. Лучше начать с шага на месте, постепенно включая движения рук, а потом перейти к шагу вперед. Третье — «Равновесие» — для детей с аутизмом зачастую удержание равновесия является сложным, в то время как крупная моторика требует развития данной способности. Хорошим упражнением, помогающим развить равновесие, является ходьба по узкой линии. На занятиях в работе с детьми мы используем различные виды поощрений: тактильный контакт; поощрение жестами, словами; мотивация соревнованиями; бывают и угощения.

С детьми с ОВЗ младшего школьного возраста тренировочный процесс проходит в большинстве случаев в игровой форме, например, обучающемуся предлагается залезть до зацепа, где изображен позитивный герой и поздороваться с ним, задев его руку (лапку, если это животное). Дети лезут по траверсу (на скалодроме по горизонтали) свободно, но по команде тренера (хлопок, свисток и др.) должны коснуться ногой пола либо рукой потолка. Не разрешается спрыгивать на пол или выпрыгивать к потолку.

Благодаря занятиям адаптивным скалолазанием дети с нарушением слуха становятся более внимательными, сконцентрированными. Ожидая задания от тренера, учатся терпению, взаимовыручке. На занятиях мы используем лазерную указку для привлечения внимания детей и показа зацепов на скалодроме. На тренировках используются преимущественно наглядные методы обучения. Участвуя в соревнованиях по параклаймбингу внутри группы, обучающиеся приобретают лидерские качества, учатся принимать победы и поражения, поддерживать друг друга, показывают свои достижения в обучении.

Занимаясь параклаймбингом с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра) необходимо отметить, что такие занятия благотворно влияют на их умственное развитие. Выполняя различные комбинации и элементы движений на скалодроме, они учатся мыслить иначе, находить свои варианты прохождения трассы. Таких детей на занятиях могут страховать их родители, законные представители, опекуны. Таким образом, участвуя в процессе физической подготовки и обеспечивая безопасность на занятиях, родители получают возможность улучшить свои взаимоотношения с детьми. Многие специалисты рекомендуют занятия скалолазанием для детей с ДЦП (детский церебральный паралич) вместо ЛФК, т.к. физическая нагрузка, элементы лазания, упражнения благотворно влияют на состояние и развитие мышечной системы организма, физическое состояние детей.

На занятиях в каждой из групп в первый год обучения периодизация учебного процесса носит условный характер. К каждому обучающемуся подбирается индивидуальный подход, учитываются особенности развития ребенка. Занятия проходят в небольших группах до 6-ти человек, это если дети с нарушением слуха, зрения, речи, умственной отсталостью, с задержкой психического развития. Для детей с ДЦП (детский церебральный паралич) занятия проходят в группах не более двух человек. Обязательно присутствие на занятиях родителей, опекунов, законных представителей. Основное внимание на занятиях уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов техники и элементов лазания, формированию образа существующей практики скалолазания.

Соревнования проводятся внутри группы по общей физической подготовке в течение года, а в конце года — в лазании на тренажере по простым (облегченным) трассам. По окончании учебного года обучающиеся выполняют нормативные требования по общей физической подготовленности и знают способы страховки, названия рельефов, зацепов, техник лазания, средств физической подготовки. По окончании учебного года планируется провести городской фестиваль по адаптивному скалолазанию, где ребята смогут показать, чему они научились.

Как известно, детям с ОВЗ сложнее адаптироваться в социальной среде и выстраивать отношения со сверстниками. За время реализации программы по адаптивному скалолазанию, можно отметить, что дети научились концентрировать свое внимание на трассах, включать воображение, стратегическое мышление и зрительную память, делать смелые и правильные движения. Родители отмечают, что после занятий ребята становятся спокойнее, так как часть своей энергии оставляют на скалодроме. Для нас важно, что дети научились слушать и слышать своего преподавателя, тренера, с которым сразу нашли общий язык и понимание. Дети с удовольствием посещают занятия, находят себе новых друзей и учатся ставить цели и достигать их.

Таким образом, в системе комплексной реабилитации и развития детей с ОВЗ инновационным методом является использование адаптивного скалолазания. Оно имеет множество особенностей, у него своя специфика, дающая ему определенные преимущества перед другими видами адаптивного спорта. Именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Для детей с особенностями развития это шаг к реабилитации и расширению контактов с окружающим миром.