Нейрологопедическая коррекция, в том числе, с использованием логопедического тренажера «Дэльфа-142»

Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» профессиональной модификации (2.2) представляет собой набор комплексных программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Предназначен для коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте.

Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра.

В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации.

Тренажер Дэльфа-142.1 – это экономия сил и времени учителя. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого доморощенного дидактического материала.

Картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринять и осознать полностью то, что происходит. В ряде упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. При работе с крупными единицами (например с предложениями) предоставляется возможность выбрать время демонстрации.

Дэльфа-142.1 учитывает особенности зрительного восприятия и памяти детей с речевой патологией. В рабочей зоне экрана находится не более 3-х картинок или слов. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания.

Материал, непосредственно составляющий смысл упражнений, выполнен крупно и ярко. Экран разделен на несколько зон. Задание к упражнениям всегда появляется вверху. Так называемое «рабочее поле», с которым будет работать ученик, расположено в центральной части экрана, «поле выбора» занимает нижнюю часть экрана. Известно, что дети легче запоминают предметы и изображения желтого, зеленого, красного и синего цветов. Текстовый материал, выбранный для запоминания, выполнен в этих тонах. Работа над непроизвольным запоминанием может проводиться на любом упражнении.

Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей. Помимо 63 словарей, входящих в комплект тренажера, учитель может создавать собственные словари.

Тренажер создавались с учетом особенностей психологии и зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Текстовое практическое руководство имеет специальный раздел, посвященный психологическим аспектам программы и рекомендациям для ее использования психологами.

Программа «Дэльфа-142.1» построена исключительно на основе игровых приемов. Дети могут не замечать, что, выполняя эти веселые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.

Для поддержания устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Это картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Программа содержит стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале.

Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Программа предлагает дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики.

Тренажер «Дэльфа-142.1» предлагает межпредметный подход к обучению детей. В его программе осуществлена взаимосвязь между чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром.