Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.

Изобразительная деятельность – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности особенно велико для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Дети повторяют движение педагога и этим самым развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание. И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями.

Использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития может сыграть и изодеятельность.Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством современных методов и подходов по изодеятельности:техника набрызга, живопись по сырому,  восковыми мелками, по типу монотипии,  работа с соленым тестом.

Эти нетрадиционные методы являются самыми благотворными из всех творческих техник. Они: 

  • снимают напряжение,
  • успокаивают,
  • в работе всегда присутствует эффект неожиданности для ребенка.