АВА-терапия

АВА-терапия – прикладная отрасль науки о поведении. В настоящее время это один самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития. В данном подходе вмешательство основано на анализе факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека. Об особенностях, задачах, возможностях и эффективности этой методики мы расскажем в данной статье. 

Специалисты изучают закономерности поведения всех живых организмов. Знание законов поведения позволяет им выстраивать эффективное вмешательство на основе полученных данных. Исследования в этой области дало возможность создать направление, получившее название Applied Behavior Analysis (ABA), что переводится как Прикладной Анализ Поведения. Главный принцип АВА-терапии – то, что происходит сразу после поведения, влияет на то, будет ли это поведение возрастать или ослабевать. Поведенческий подход применяется в отношении социально-значимого поведения, то есть того, которое существенно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.

Для кого эффективен метод АВА-терапии?

Было установлено, что метод очень эффективен для работы с детьми с особенностями развития. В основе  ABA -терапии лежит методика подкрепления/усиления желаемого поведения. Ребенку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, конфета, похвала, активные игры и т.д. Таким образом специалисты закрепляют (подкрепляют) желаемое поведение, обучая ребенка. 

АВА включает и систему подсказок, и методики обучения, манипуляции не только последствиями, но и предшествующими факторами, стимулами в среде, режимы поощрения. Все это объединяет научная обоснованность и реальное практическое применение. 

С чего начинается aba терапия при работе с детьми с РАС? 

В начале  родители консультируются, получают информацию от специалистов, предоставляют информацию о ребенке, ведут беседу о дальнейшей работе, уточняют цели, решают, подходит ли ребенку этот метод. Далее происходит тестирование – обязательный процесс, предшествующий терапии. Во время тестирования устанавливается актуальный уровень коммуникативных, академических, адаптивных, социальных навыков ребенка, преград, связанных с нежелательным поведением, мотивационный профиль. Затем, специалисты aba пишут цели. Каждая цель — это работа над определенным навыком.

Например, если в результате тестирования выяснилось, что ребенок не может ждать предоставления мотивационного предмета, начинает демонстрировать нежелательное поведение каждый раз, когда родители просят его немного подождать, специалист ставит цель: «Будет спокойно ожидать предоставления мотивационного предмета или деятельности в течение минуты или ожидать свою очередь». Прописываются методы и протокол, по которому будут работать родители или тераписты (инструктора aba). В каждом протоколе указываются методики и процедуры, подробный план и описание, как будет вестись работа над этим навыком. Таких целей ставится несколько. При постановке целей и тестировании, поведенческие специалисты опираются не только на свой опыт работы и свою компетенцию, но в первую очередь на диагностические инструменты.  

Упор делается на ключевые навыки, которые необходимы ребенку в первую очередь и позволят ему в дальнейшем развиваться на нормальном уровне. Для родителей и специалистов важно знать, что ребенок с аутизмом умеет и чего пока не умеет. Это знание дает возможность определить, какие именно навыки необходимо развивать прямо сейчас, какая задача на данный момент является самой главной. Обучение нескольким базовым навыкам может помочь быстро достичь значимых результатов в разных областях развития без применения сложных обучающих методов и создания специальных условий. Работа над ними впоследствии поможет ребенку с аутизмом обучаться в естественной среде, каждый день приобретая новый опыт.

Еще одной особенностью поведенческой терапии является сбор данных. Постоянное фиксирование и мониторинг результатов позволяет оценить эффективность вмешательства,  вовремя поменять план коррекции, протокол, обновить программу обучения, если навык был достигнут, поставить следующую цель для достижения еще лучших результатов

Какие задачи можно решить с помощью данной методики?

С помощью данного подхода можно решать следующие задачи:

  • Формирование навыков, которые могут заменить нежелательные формы поведения. Например, целью работы может быть обучение ребенка просить желаемый предмет в доступной ему форме и тогда он может перестать кричать для получения желаемого;
  • Формирование социальных и коммуникативных навыков, таких как, например, удерживание зрительного контакта, понимание мимики собеседника, умение просить о помощи специалиста, учителя и родителей, задавать вопросы, играть с другими;
  • Формирование академических навыков (чтение, счет, письмо) на доступном ребенку уровне;
  • Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания: самостоятельное посещение туалета, приготовление и прием пищи, различение своей и чужой посуды, принятие душа, уборка своей кровати, поддержание опрятного  внешнего вида;
  • Обобщение навыков, повышение способности ребенка с аутизмом демонстрировать целевые виды поведения не только в данном контексте, но и в различных других ситуациях.

Как специалистам определить цели предстоящей работы? 

Чтобы определить, чему именно стоит учить ребенка на данный момент, необходимо провести оценку навыков. Для этого специалисты по прикладному анализу поведения детей с аутизмом используют различные методы.

Основные и самые распространенные из них:

  • ABLLS-R – методика оценки базовых речевых и учебных навыков по 25 различным сферам развития. Их можно условно разделить на базовые учебные навыки, академические навыки, навыки самопомощи, моторные навыки. Тестирование ABLLS-R также позволяет определить приоритетные цели обучения. Автор методики – Джеймс Партингтон;
  • VB-MAPP – методика оценки навыков речи и социального взаимодействия. По результатам тестирования VB-MAPP можно определить, каким навыкам стоит обучать ребенка в первую очередь, с какого уровня сложности стоит начинать обучение, какие факторы затрудняют процесс обучения, какая форма обучения подходит ребенку на данный момент. Автор методики – Марк Сандберг;
  • PEAK – методика оценки комплексных навыков. Состоит из 4 модулей, в каждом из которых оценивается степень развития 184 навыков: модуль прямого обучения, модуль генерализации, модуль эквивалентности, модуль трансформации. Методика позволяет провести оценку навыков за пределами базового уровня. Она является эффективной для диагностики как детей и подростков, так и взрослых с аутизмом. Автор – Марк Р. Диксон;
  • AFLS – методика оценки развития функциональных жизненных навыков: базовых, бытовых, навыков поведения в социуме. Авторы – Джеймс Партингтон и Майкл Мюллер;
  • Essential for Living – методика оценки жизненно важных навыков. Подходит для детей и взрослых с умеренными и выраженными интеллектуальными нарушениями. Авторы: Patrick McGreevy, Troy Fry & Coleen Cornwall.

Как происходит работа с детьми?

Обучение новым навыкам может проходить в различной форме:

  • Обучение отдельными блоками – самая популярная методика Аба. Поведенческий навык разбивается на отдельные шаги, которые отрабатываются с помощью большого количества повторений. Каждый блок состоит из предоставления стимула, подсказки, в случае необходимости, реакции ребенка, поощрения верной реакции или процедуры коррекции ошибки в случае неправильной реакции. Занятие проходит за столом или на полу. Специалист дает инструкцию, при необходимости предоставляет подсказки (это отдельное искусство), поощряет верную реакцию. Например, кладет перед ребенком, просит его показать мяч, помогает физически. Для этого свою руку он кладет сверху руки ребенка и тянем руку к мячу, помогая сформировать указательный жест. Затем происходит  поощрение ребенка за верную реакцию с подсказкой. Затем подсказка убирается или снижается.
  • Также популярной в ABA терапии является методика обучения цепочкой (Chaining).Данная методика используется для сложных задач, состоящих из длительной последовательности действий. Для этого необходимо сложную задачу разделить на более простые, а затем прописать все шаги в чек – листе. Например, для цепочки “мыть руки” звенья могут быть следующими: открыть кран, закатать рукава, намочить руки, взять мыло, намылить руки, смыть мыло, закрыть кран, воспользоваться полотенцем. После составления чек- листа с прописанными шагами на каждом звене цепочки планомерно снижается подсказка. Можно снижать подсказку с конца или сначала или в зависимости от наличия самостоятельных реакций, на каждой ступени своя иерархия заранее продуманных подсказок. Уровень подсказки фиксируется в чек- листе.
  • Обучение в естественной среде – форма обучения, при которой навыки отрабатываются на занятии в той среде, в которой живет ребенок. Это могут быть навыки просьбы мотивационных стимулов с использованием функций и характеристик предмета, предлогов для обозначения расположения предмета и другие навыки. Задача педагога при применении данной процедуры – заметить или спровоцировать инициативу ребенка и использовать ее для обучения. Данный метод идеально подходит для обучения коммуникации, просьбе, проявления инициативы. Для этого взрослый подстраивается под актуальные потребности ребенка, предоставляет подсказки, когда ребенок проявил инициативу к чему-либо. Например, если ребенок любит яблоки, можно положить на столе этот фрукт так, чтобы ребенок не мог его взять сам, но видел его. Далее, когда он захочет его взять, нужно дать полную вербальную подсказку «яблоко», предоставить ребенку желаемое. Подсказки в методике необходимо планомерно и последовательно убирать.

Вообще систему подсказок можно описать как отдельный инструмент в aba – терапии. Их нужно давать с расчетом на то, чтобы их можно было в дальнейшем беспрепятственно 

убрать, не испортив при этом уже имеющийся навык. Подсказки должны быть контролирующими, достаточными для того, чтобы после них ребенок выдавал нужную реакцию. Но в то же время необходимо следить за тем, чтобы не возникла зависимость от подсказок.

  • Смешанные блоки – формат, при котором обучение новым навыкам чередуется с повторением уже изученного материала. Для удобства специалиста каждая инструкция пишется на карточке определенного цвета, для каждой сферы свой цвет. Специалист формирует колоду карточек с заданиями, которые ребенок уже выполняет и добавляет несколько карточек с целевыми заданиями. Обучение чаще всего проходит в процессе занятия за столом, в быстром темпе;
  • Полоса препятствий – взрослый или ребенок с помощью специалиста выстраивает полосу препятствий из матов, дорожек, лестниц и так далее. В конце каждого препятствия ребенка ждет задание, например, называние карточек, чтение, пазлы и так далее;
  • Игра – взрослый с ребенком на занятии проигрывают определенный знакомый ребенку сюжет. В таком формате можно осваивать и актуализировать такие навыки как эхо-имитация, просьбы, моторная имитация и другие.

Существует еще множество методов работы с навыками и поведением, тренинги, системы подсказок. Для полного погружения в тематику рекомендуем связаться со специалистом и обратиться к литературе, например, известной в своих кругах книгой Купер, Джон О. «Прикладной анализ поведения». 

Коррекция поведения на основе функций

 Помимо работы по обучению детей новым навыкам АВА- терапия занимается коррекцией нежелательного поведения на основе четырех функций. Функция поведения – то, что ребенок хочет получить, ведя себя определенным образом. Она указывает на источник его подкрепления.

Выделяют следующие функции поведения:

  • Привлечение внимания. Поведение ребенка, целью которого является социальное внимание, направлено на то, чтобы вызвать у взрослого какую-либо реакцию, не обязательно положительную. Например, ребенок может таскать кошку за хвост и радоваться, когда родители ругаются,  или громко кричать на занятии и смотреть за реакцией окружающих.
  • Доступ к желаемому. Данное поведение направлено на то, чтобы получить желаемый предмет или деятельность. Например, каждый раз, когда ребенок громко кричит, родители дают ему конфетку. Чтобы получить такой же результат в следующий раз, ребенок снова будет кричать.
  • Избегание. Цель такого поведения – избежать выполнение задания или другой неприятной деятельности. Например, при предъявлении требования ребенок не работает, а бьет себя, и, соответственно, начало выполнения задания откладывается. 
  • Сенсорная стимуляция. Такое поведение направлено на получение приятных сенсорных ощущений. Например, ребенок раскачивается на кровати или висит вниз головой.

Определение функции поведения состоит из нескольких этапов:

  1. На начальном этапе АВА-специалисты собирают уже известную информацию о поведении ребенка. Проводится разговор с родителями, анкетирование, использование рейтинговых шкал, опрос и отчеты педагогов, которые работают с ребенком. Важно узнать, когда поведение возникает, как долго длится, как оно выглядит, наблюдается ли ухудшение в последнее время, что обычно его запускает, и как родители реагируют на проблемное поведение у ребенка, что получает ребенок, ведя себя тем или иным образом. 
  2. Вторая задача специалиста – прямое наблюдение за поведением. На данном этапе осуществляется  сбор дополнительных, более объективных данных.