Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка с ОВЗ – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и тревожным.
Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.
Психологическая коррекция проводится после психологической диагностики, которая позволяет специалисту грамотно подобрать необходимые именно вашему ребенку методы коррекции, спланировать занятия так, чтобы они дали максимальный эффект в преодолении сложностей в поведении и развитии ребенка.
Какие методы психологической коррекции используются в работе с детьми:
- игротерапия;
- арт-терапия;
- психогимнастика;
- элементы аутогенной тренировки;
- сказкотерапия;
- метафорические карты (для детей с 9 лет);
- песочная терапия.
Необходимо помнить, что психологическая коррекция будет эффективна лишь при тесном взаимодействии с родителями ребенка. Выполняя рекомендации психолога, родители позволяют закрепиться вырабатываемым на занятии навыкам позитивного поведения. В противном случае, результат будет неустойчивым: на занятии с психологом ребенок будет демонстрировать адекватное поведение, а при взаимодействии с родителями будет возвращаться к старой модели.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ методик, методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Показания для проведения психокоррекции у дошкольников:
- негативизм (отрицание всего вокруг);
- капризы и стойкое упрямство;
- драчливость и агрессивность;
- страхи;
- застенчивость;
- отсутствие интереса к другим детям и различным играм;
- полученные травмы;
- частые болезни;
- повышенная возбудимость и повышенная активность;
- нежелание общаться;
- поведение деструктивного типа – порча одежды, предметов обихода, игрушек и т.д.;
- внезапные эмоции, несоизмеримые с внешними обстоятельствами.
Показания для проведения психокоррекции у школьников:
- затрудненная адаптация к школе или другому микросоциуму;
- нежелание посещать школу;
- плохая успеваемость, особенно если изначально она была хорошей, а затем снизилась;
- невозможность организовать свое время и рабочий процесс;
- конфликты со сверстниками;
- неоднократные эпизоды лжи;
- конфликты с родителями;
- обидчивость;
- частые или резкие перепады настроения;
- эмоциональная лабильность – беспричинный смех или слезы;
- недоверие к себе или окружающим;
- внезапный/необоснованный страх или агрессия.
Набор психолога «Приоритет»
Развивающий набор «Приоритет» предназначен для комплексного развития детей с ОВЗ. Включает образовательные модули для развития детей во всех направлениях: от дошкольных дисциплин до личных качеств вроде внимательности, усидчивости и любопытства. Разнообразные детали привлекают внимание детей и позволяют создать множество упражнений. Особенности:
- Набор включает восемь образовательных модулей, которые развивают детей в разных направлениях: математика, письмо, формы, цвета и пр. Каждый модуль включает уникальные предметы для игры.
- Занимаясь с набором, дети быстро развивают логическое и ассоциативное мышление, память, чувство пространства, математические и письменные навыки и многое другое.
Состав модулей:
- Модуль 1 «Движение на плоскости»;
- Модуль 2 «Геометрические фигуры»;
- Модуль 3 «Схожее и различное»;
- Модуль 4 «Пространственные объекты»;
- Модуль 5 «Навыки письма»;
- Модуль 6 «Хватательные движения»;
- Модуль 7 «Математические навыки»;
- Модуль 8 «Письмо и грамота».