Методика Монтессори – это педагогическая система, в которой ребенок самостоятельно развивается, опираясь при этом на дидактически подготовленную среду. Педагогика Монтессори строится на идеях свободного воспитания, естественном психологическом, социальном и физическом развитии ребенка.

Основополагающий принцип системы Монтессори – "Помоги мне сделать это самому". Взрослый выступает не в роли наставника, а в роли помощника. Задача педагога-воспитателя – выявить интересы ребенка и обеспечить ему благоприятную соответствующую среду для занятий и изучения сферы интереса.

Монтессори в первую очередь методика раннего развития. Наиболее распространены группы для детей 3-6 лет. Занятия проводятся в помещении, разделенном на зоны: область естествознания, область практических навыков для жизни, языковая, математическая и сенсорная зоны. Ребенок сам выбирает, что интересно ему в настоящий момент. Занятия проходят с максимальной вовлеченностью, дети учатся легко и с удовольствием. Единой обязательной для всех программы нет, как нет и оценки знаний или конкуренции со сверстниками.

Основные принципы:

  • Запрещены критика и запреты. Ребенок может допускать ошибки в обучении. На освоение навыков каждому ребенку требуется разное количество времени;
  • Обязательно придерживаться определенных правил поведения. Например, взяв какой-то предмет (книгу, игрушку и т.д.), ребенок должен положить его на место;
  • Дети сами выбирают виды деятельности и занимаются в той "зоне", где им интересно в текущий момент;
  • Все предметы в игровой комнате расположены так, чтобы дети могли до них дотянуться и взять самостоятельно. При этом каждый предмет есть только в одном экземпляре, с ним играет тот ребенок, который взял его первым, если малыши не договорились об ином. Детям позволяется передвигать мебель и выбирать себе удобное место, при этом важно стараться производить как можно меньше шума, чтобы не мешать другим;
  • Большинство занятий направлены на развитие мелкой моторики и чувств (обоняние, осязание, вкус, слух), так как Монтессори считала, что это способствует развитию интеллекта, речи, памяти и внимания. В некоторым садах Монтессори присутствует даже фарфоровая посуда, дающая навык обращения с хрупкими предметами и понимание ценности таковых;
  • Суть работы педагога второстепенная, его задача - заинтересовать ребенка и помочь ему развиваться, не навязывая при этом своего мнения;
  • Игровая комната разделена на зоны, формирующие специально подготовленную среду. По технологии Монтессори пространство играет очень важную роль. В помещении должно быть светло, просторно, оформление выдерживается в спокойных тонах. Каждая зона содержит материалы, необходимые для развития соответствующих навыков. Даже для самых маленьких ребят все предметы располагаются на уровне глаз, приглашая к действию.
  • Группы в садах Монтессори разновозрастные. Младшие и старшие ребята сосуществуют в одной среде, получая возможность как проявить лидерские качества, так и научиться заботе и взаимопомощи.

Кому подойдет система Монтессори:

Система Монтессори, прежде всего, подойдет детям, для которых важен индивидуальный подход, для ребят, привыкших заниматься в своем ритме. Любознательным индивидуалистам, малышам с развитыми коммуникативными навыками, самостоятельным и вольнолюбивым мальчикам и девочкам, как правило, комфортно в среде Монтессори.

Система Монтессори не показана:

Довольно сложно может быть чрезмерно активным, неусидчивым детям. В большинстве случаев система Монтессори не показана детям с проблемами с социализацией. В виду того, что программа не предусматривает достаточного общения между собой, сложности во взаимодействии с окружающими у таких детей могут даже усилиться.