Расстройства аутистического спектра (РАС) - это клинически разнородная группа расстройств психологического развития. В большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни.

Для РАС характерно проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте, отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально - коммуникативных навыков, течение без ремиссии в большинстве случаев, сохранением аномалий социального функционирования и особенностей поведения на протяжении всей жизни.

Аутизм - пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. Поэтому повседневное общение с членами семьи и социальные события могут быть для них особенно тяжелыми. Обычные люди интуитивно понимают, как общаться и взаимодействовать друг с другом, но у людей с аутизмом это интуитивное знание является отсутствующим, и они могут думать, почему они «не такие как все». Все дети/взрослые люди с аутизмом испытывают трудности в трех областях, которые называют «триадой нарушений при аутизме».

К этой триаде относятся:

  • трудности с социальной коммуникацией;
  • трудности с социальным взаимодействием;
  • ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.

1) Трудности с социальной коммуникацией. Люди с аутизмом испытывают трудности как с вербальным, так и с невербальным восприятием языка. Многие из них понимают язык буквально. С их точки зрения, люди всегда говорят ровно то, что имеется в виду. Кроме того, людям с аутизмом трудно использовать и понимать:

- выражение лица или тон голоса;

- шутки и сарказм;

- идиомы и поговорки, например, когда говорят «это круто», имеют в виду, что это хорошо, а не то, что на это трудно взобраться.

Некоторые люди с аутизмом не могут говорить вообще, или их способность использовать язык для общения очень ограничена.

Однако даже если они не говорят, люди с аутизмом обычно понимают, что говорят другие люди! Такие люди могут научиться выражать свои мысли и общаться с другими людьми с помощью различных методов альтернативной коммуникации, например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами.

У других людей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть языковые трудности:

- трудности при обмене репликами во время разговора;

- повторение сказанного другим человеком («эхолалия»); - зацикленность на собственных интересах и игнорирование реакции собеседника.

Людям с аутизмом проще общаться, если другие говорят четко, последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.

  1. Трудности с социальным взаимодействием. Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства. Поэтому они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях:

- не понимать неписаные социальные правила, которые большинство людей усваивают неосознанно (пример: они могут стоять слишком близко к другому человеку или начинать разговор с неуместной темы);

- казаться равнодушными, потому что они могут не понимать, что чувствует другой человек;

- предпочитать проводить время в одиночестве и не искать общества других людей;

- не обращаться к другим людям за утешением;

- казаться «странными» и неуместно себя ведущими, так как им сложно выразить свои чувства, эмоции или потребности.

Трудности с социальным взаимодействием могут приводить к тому, что людям с аутизмом трудно заводить друзей и сохранять дружбу. Однако сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению с другими людьми, но оно не уверены, как именно этого добиться.

  1. Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения. Стереотипное, повторяющееся поведение может проявляться своеобразной игровой деятельностью – например, использованием игрушек необычным образом: разбрасывание, постукивание, облизывание, другие однообразные манипуляции. В раннем возрасте такие особенности могут проявляться как необычные интересы: например, изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов), а также выраженные проблемы переключения внимания и поведение со стремлением к соблюдению постоянства. К проявлениям также относятся повторяющиеся движения, например, раскачивание, взмахи руками, кручение пальцами рук и прочие. С возрастом стереотипное поведение и интересы проходят значительную трансформацию, как по содержанию форм поведения и интересов, так и по степени их выраженности – от яркой ограниченности и необычности интересов, сохранения повторяющихся движений до сужения и однообразия интересов и тенденции к сохранению постоянства с переживанием психического дискомфорта разной силы при нарушении привычного порядка. У многих детей старшего возраста симптомы этой группы проявляются особенностями мышления с когнитивной ригидностью и склонностью к детализации.

 

  

 https://vk.com/wall227030331_284