Деятельность специалистов БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии регулярно освещается в СМИ. Например, в марте корреспондент «Российской газеты» Евгений Петров посетил учреждение с целью изучения инновационных технологий реабилитации, таких как звуковой луч Sound-Beam и нейро-ортопедический реабилитационный пневмокостюм «Атлант». Свои впечатления от увиденного он изложил в статье, выдержка из которой представлена ниже.
(текст дается в авторской редакции)
К сожалению, ни одна реабилитационная технология не сможет полностью излечить ребенка-инвалида. И, как утверждают специалисты, критериев их эффективности на сегодняшний день нет. Задачей же реабилитации таких детей является максимально возможное снятие физических и функциональных ограничений, чтобы уже во взрослом возрасте они смогли найти свое место в обществе.

Музыку рождают движения

По словам руководителя Реабилитационного центра для детей Минтруда Чувашии Елены Шафейкиной, только в их центре используется более 80 различных реабилитационных технологий.
– Инвалидность дается ребенку по заболеванию, приводящему к ограничению его жизнедеятельности. Поэтому одни нарушения влекут за собой другие, – рассказывает она. – Например, ограничение передвижения, как правило, ведет к социальной изоляции. Круг общения ребенка-инвалида ограничивается его родными и близкими. Поэтому необходимо развивать и опорно-двигательные, и психоэмоциональные функции.
В результате многие технологии работают на стыке медицинских, педагогических и психологических методов реабилитации. Одна из них – терапия звуковым лучом Sound-Beam. Правильно она называется так: «Музыкотерапия, в том числе с элементами кинезотерпии». На сегодняшний день эта технология пока не нашла широкого применения в России, и возможно даже, что ее использование в Чувашии является единичным случаем.
Работает Sound-Beam следующим образом. Ребенок подносит руку к невидимому потоку ультразвуковых импульсов, приближает ее и отводит от излучателя, при этом в динамиках меняются тональность, высота и интенсивность звуков. То есть движение преобразуется в музыку.
При этом звуки могут быть самыми разными. В память устройства заложено 30 пейзажей с музыкальными или тематическими комбинациями звуков: леса, моря, птиц, различных музыкальных инструментов и времен года.
В музыкальной комнате установлено четыре микрофона. Дети занимаются группами, сформированными в зависимости от диагноза, состояния здоровья и возраста. Чтобы не возникала какофония, педагог распределяет роли. Одни отвечают за звуки птиц, другие за музыкальные инструменты. Дети играют по очереди, а потом и вместе. Педагог улавливает тональность и на синтезаторе сопровождает звучание подходящими аккордами. В итоге рождается фантастическая и завораживающая музыка.
–Это очень сложно, – говорит музыкальный руководитель Галина Якушова. – И для педагога, и, конечно, для самих детей. Но у них появляется возможность самим сочинять музыку своими движениями. И если она им нравится, дети через боль начинают прилагать усилия для того, чтобы добиться извлечения звука.
По мнению Елены Шафейкиной, одно из самых главных условий для достижения результата в реабилитации – это вызвать у ребенка мотивацию. Поэтому такая музыкотерапия в первую очередь полезна для детей с ДЦП и заболеваниями опорно-двигательного аппарата после поражения центральной нервно системы и тяжелых травм. С ее помощью у них формируются правильные стереотипы движения и разрабатываются суставы. Например, у детей с ДЦП часто наблюдаются непроизвольные движения руками или головой. В ответ на них Sound-Beam начинает издавать определенные звуки. Ребенок слышит это и учится контролировать свои движения.
Галина Якушова также считает, что реабилитация музыкой рождает в душе ребенка гармонию, а это в свою очередь влияет на его выздоровление.
–Почему от искусства должна быть какая-то польза? – задается вопросом музыкальный педагог. – Музыка – пища духовная, а не телесная. Поэтому, даже если такие занятия не сразу дают результат, музыка все равно нужна.

Космические технологии

Еще один необычный метод, используемый в Реабилитационном центре для детей, это технология нейрореабилитации в РПК «Атлант». РПК – это нейро-ортопедический реабилитационный пневмокостюм, внешне напоминающий скафандр. Впрочем, не только внешне. Изготавливаются костюмы в объединении «Динафорс», которое шьет одежду для военных летчиков и космические скафандры. Технологии для реабилитации детей с поражением центральной нервной системы была разработана бывшим главным внештатным реабилитологом Татарстана Валидой Исановой совместно с «Динафорсом».
В центре разработано 12 костюмов для разных возрастов, начиная чуть ли не с годовалого. Стоит такой костюм совсем не дешево – около 40 тысяч рублей. Первые костюмы, говорит Шафейкина, были приобретены для центра на деньги спонсоров.
Костюм надевается на ребенка, и с помощью компрессора в него нагнетается воздух, который сжимает тело и выправляет осанку.
–Повреждения головного мозга при ДЦП затрудняют управление движением рук и ног. А при плотном Обжатии мышц, сухожилий и суставов в мозг начинает поступать много сигналов, – поясняет принцип действия костюма «Атлант» врач по лечебной физкультуре Людмила Иванова. – Благодаря этому улучшаются функции головного мозга, и ребенок начинает правильно двигать руками и ногами. Однако это не волшебное средство, и если пациент не может держать голову, то после использования костюма он, конечно, не побежит.
Занятие в нем может длится от 15 до 40 минут. Причем занятием называть это не совсем верно.
–Родители просто надевают на ребенка костюм и идут заниматься к другим специалистам, например, к логопеду или педагогу Монтессори, на рисование или музыку, – говорит Людмила Иванова.
За курс реабилитации каждый маленький пациент надевает костюм до 10-20 раз, в результате у него увеличивается объем движений. Технология нашла довольно широкое применение в России. По утверждению медиков, она есть практически в каждом реабилитационном центре. Только в чебоксарском центре за год реабилитацию при помощи «космической» технологии проходят более 200 детей.

Мнение

Елена Шафейкина,

Директор БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии:

–Существует неверное представление о том, что российские технологии реабилитации детей-инвалидов отстают от западных. Есть множество примеров, когда наши дети становились паралимпийскими чемпионами или звездами эстрады именно благодаря проводимой реабилитации. Основная задача – это социализация ребенка. И если с детьми правильно заниматься, вовремя прийти им на помощь, можно преодолеть их социальную дезадаптацию. Убрать физические и функциональные ограничения, научит общаться и воспринимать мир.

 Российская газета, № 61 (7227), приложение Волга-Кама,

23 марта 2017 – Четверг

ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ, Чебоксары

20 апреля 2017
16:44