Социально-бытовая адаптация – процесс, не лишённый противоречий и проблем. Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.
Ведь если какой-либо вид деятельности будет доступен для одного ребёнка, у другого он вызовет определённые трудности, которые можно решить в процессе регулярных упражнений, то для третьего – выполнение будет невозможно. При организации работы с ребёнком по социально-бытовой адаптации следует помнить, что «каждый восходит на свою вершину, своими темпами, опираясь на свои возможности». При этом следует помнить, что дети с особенностями в развитии гораздо больше нуждаются в поддержке и помощи. Воспитание и обучение такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и даже часто педагогической изобретательности, потому что в работе приходится опираться только на функции, которые у ребёнка сохранены.
Опыт работы социального педагога Ольги Грачевой показывает, что даже у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков. Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как:
- гигиена тела;
- пользование туалетом;
- приёма пищи;
- правильного обращения с продуктами питания;
- приготовления простейших блюд;
- одевания и раздевания;
- обувания и снятия обуви;
- ухода за одеждой и обувью;
- поддержания порядка в помещении и его уборки;
- ухода за комнатными растениями, домашними животными;
- уборки территории;
- выполнения мелких покупок;
- некоторых других навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.
В рамках реализации проекта «Нет барьерам для общения!» социальным педагогом отделения социально-педагогической реабилитации Ольгой Грачевой в период с апреля по сентябрь 2020 г. проведена комплексная диагностика 5 детей с тяжелыми множественными нарушениями развития по направлению реабилитации «социально-бытовая адаптация».
На основе проведенной диагностики выявлено, что из пяти детей двое не называют и не показывают части тела человека и предметы ближайшего окружения, не ориентируются во времени, не владеют коммуникационными навыками, у них отсутствуют навыки самообслуживания. Трое ребят частично обладают навыками самообслуживания.
У одного ребенка хорошо сформированы навыки опрятности, навыки одевания (застегивает и расстегивает пуговицы), навыки умывания. Однако он нуждается в коррекции познавательных умений (путает части суток, времена года, дает неполные сведения о себе).
У двоих детей было выявлено, что их уровень владения социально-бытовыми умениями соответствует возрасту. Однако они нуждаются в коррекции познавательных и коммуникативных навыков.
На основе результатов диагностики обозначена цель реабилитационных мероприятий по социально-бытовой адаптации детей – формирование у детей целевой группы навыков самообслуживания, сопряженнее с обучением их правилам соблюдения гигиены, развитием коммуникативных способностей и привитием норм социального поведения.
Для реализации цели ставятся следующие задачи, решаемые в ходе занятий:
- Обучить детей гигиеническим умениям и навыкам;
- Сформировать у детей навыки самообслуживания;
- Выработать у детей целевой группы поведенческие паттерны, приобщить их к общепринятым морально-этическим нормам;
- Развить у детей положительное отношение и интерес к бытовому труду;
- Способствовать устойчивому соблюдению детьми распорядка дня;
- Воспитать в детях уважение к труду;
- Научить детей работать в команде.
10:00