Социально-бытовая адаптация – процесс, не лишённый противоречий и проблем. Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.

Ведь если какой-либо вид деятельности будет доступен для одного ребёнка, у другого он вызовет определённые трудности, которые можно решить в процессе регулярных упражнений, то для третьего – выполнение будет невозможно. При организации работы с ребёнком по социально-бытовой адаптации следует помнить, что «каждый восходит на свою вершину, своими темпами, опираясь на свои возможности». При этом следует помнить, что дети с особенностями в развитии гораздо больше нуждаются в поддержке и помощи. Воспитание и обучение такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и даже часто педагогической изобретательности, потому что в работе приходится опираться только на функции, которые у ребёнка сохранены.

Опыт работы социального педагога Ольги Грачевой показывает, что даже у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков. Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как:

- гигиена тела;

- пользование туалетом;

- приёма пищи;

- правильного обращения с продуктами питания;

- приготовления простейших блюд;

- одевания и раздевания;

- обувания и снятия обуви;

- ухода за одеждой и обувью;

- поддержания порядка в помещении и его уборки;

- ухода за комнатными растениями, домашними животными;

- уборки территории;

- выполнения мелких покупок;

- некоторых других навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.

В рамках реализации проекта «Нет барьерам для общения!» социальным педагогом отделения социально-педагогической реабилитации Ольгой Грачевой в период с апреля по сентябрь 2020 г. проведена комплексная диагностика 5 детей с тяжелыми множественными нарушениями развития по направлению реабилитации «социально-бытовая адаптация».

На основе проведенной диагностики выявлено, что из пяти детей двое не называют и не показывают части тела человека и предметы ближайшего окружения, не ориентируются во времени, не владеют коммуникационными навыками, у них отсутствуют навыки самообслуживания. Трое ребят частично обладают навыками самообслуживания.

У одного ребенка хорошо сформированы навыки опрятности, навыки одевания (застегивает и расстегивает пуговицы), навыки умывания. Однако он нуждается в коррекции познавательных умений (путает части суток, времена года, дает неполные сведения о себе).

У двоих детей было выявлено, что их уровень владения социально-бытовыми умениями соответствует возрасту. Однако они нуждаются в коррекции познавательных и коммуникативных навыков.

На основе результатов диагностики обозначена цель реабилитационных мероприятий по социально-бытовой адаптации детей – формирование у детей целевой группы навыков самообслуживания, сопряженнее с обучением их правилам соблюдения гигиены, развитием коммуникативных способностей и привитием норм социального поведения.

Для реализации цели ставятся следующие задачи, решаемые в ходе занятий:

  1. Обучить детей гигиеническим умениям и навыкам;
  2. Сформировать у детей навыки самообслуживания;
  3. Выработать у детей целевой группы поведенческие паттерны, приобщить их к общепринятым морально-этическим нормам;
  4. Развить у детей положительное отношение и интерес к бытовому труду;
  5. Способствовать устойчивому соблюдению детьми распорядка дня;
  6. Воспитать в детях уважение к труду;
  7. Научить детей работать в команде.
28 августа 2020
10:00