Ментальная арифметика – программа развития умственных и творческих способностей, основанная на системе устного счета. Освоив ее, ребенок сможет решать арифметические задачи в уме всего за несколько секунд.

Известно, что левое полушарие отвечает за логику, рациональность и анализ, а правое – за образность, целостность, интуицию, фантазию и воображение. Ментальная арифметика, помимо развития быстрого счета, помогает развить взаимосвязь работы обоих полушарий, чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка.

На начальных этапах обучения используются специальные счеты – абак (абакус). Счеты состоят из рамки, разделительной полосы, вертикальных спиц, верхних («пятерки») и нижних («единицы») косточек. Одна верхняя косточка равна пяти нижним. Количество спиц варьируется от 13 до 31. При работе ребенок использует только большой и указательный пальцы. Все движения доводятся до автоматизма. Через некоторое время ребенок совершает вычисления на воображаемом абаке, а задачи решаются с помощью образов.

Учитель начальных классов БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии Ирина Порфирьева активно внедряет данную методику. Необычная форма работы заинтересовывает ребят, они с большим удовольствием проводят вычисления с использованием абака.

Программа обучения метальной арифметике направлена на формирование устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий. По мнению педагогов, именно этот факт помогает людям выбирать наиболее эффективные решения и добиваться успеха в жизни. Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. У детей 4-12 лет происходит наиболее интенсивное развитие мозга. В этот период занятия ментальной арифметикой способны развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме. Занятия по ментальной арифметике способствуют улучшению математических способностей, увеличивают мозговую активность, делая мозг не ленивым, способствует развитию логики, концентрации внимания и памяти, являются эффективным инструментом интеллектуального развития. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. На первых этапах обучения дети производят вычисления, используя абак (счеты) и обе руки, что способствует развитию мелкой моторики и задействует оба полушария мозга. В дальнейшем ребенка учат производить арифметические действия в уме, применяя счеты лишь в воображении.

При обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством ментальной арифметики Ирина Порфирьева использует следующие направления работы:

  • ознакомление с ментальной арифметикой;
  • знакомство со счетами – абакус;
  • создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности;
  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • формирование моторики для синхронизации межполушарного взаимодействия;
  • организация взаимодействия со сверстниками для создания положительной мотивации к обучению (наряду с индивидуальными занятиями, необходимо предусмотреть и групповые).

Как же эти навыки можно применять в реальной жизни?

  • Ментальная математика учит деток направлять внимание на одну задачу и за счет этого справляться с ней в считанные секунды.
  • Благодаря ежедневным тренировкам навык быстрого решения задач переносится на все сферы: от уроков до выбора профессии. Поэтому в любой кризисной ситуации ваш ребенок уверенно выберет, что для него важно.
  • Череда успехов закрепляет установку «я – победитель» и помогает справляться со сложными задачами в жизни.
  • Во время занятий ментальной арифметикой активно работает воображение. Благодаря этому ребенок учится мыслить не шаблонно. Поскольку ментальная математика развивает оба полушария мозга, в правом активируются центры, которые отвечают за эмоции и общение.

14 сентября 2020
16:29