С 1 апреля 2020 г. по 30 сентября 2021 г. на базе БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии реализуется инновационный социальный проект «Нет барьерам для общения!». Реализация проекта осуществляется в рамках гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основная цель проекта – создание на базе Центра развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Мероприятия проекта предусматривают внедрение современных технологий. Одна из них – технология АВА-терапии, активно применяемая при работе с детьми с расстройством аутистического спектра. В рамках проекта специалисты отделения социально-педагогической реабилитации (два педагога-психолога, логопед и воспитатель) прошли дистанционное обучение на курсах профессиональной переподготовки по программе АВА-терапии, проводимых на базе Московского института современного академического образования (МИСАО). Сейчас они интенсивно используют приемы и методы данной технологии в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми целевой группы проекта.

Так что же это за технология? ABA-терапия – это разновидность поведенческой терапии, которая направлена на развитие у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) необходимых когнитивных функций и поведенческих навыков. В отличие от нейротипичных детей, которые учатся принимать пищу, чистить зубы, ходить в туалет, подниматься и спускаться по лестнице, копируя поведение старших или рефлекторно, ребёнка с особыми потребностями всему этому приходится обучать специальным образом. Для развития различных когнитивных, эмоциональных, коммуникативных функций и применяется поведенческая терапия.

В рамках ABA-терапии представляются функции, необходимые ребёнку, в виде нескольких последовательных действий, каждое из которых будет являться целью на определённом промежутке времени. Например, если специалист учит ребёнка с РАС самостоятельно принимать пищу, то должен научить его, условно, брать в руку столовый прибор, брать с его помощью пищу, подносить ко рту (а не ко лбу или груди) и в конечном итоге съедать её. Каждое из этих несложных действий является достижимым за определенный промежуток времени.

Следовательно, специалист может научить ребёнка с расстройством аутистического спектра самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и устранить проявления агрессии за счёт развития базовых поведенческих навыков.

Позитивный эффект ABA-терапии основан на принципе условного рефлекса: помогая ребёнку развивать необходимые навыки, специалист подкрепляет каждое из его действий определённым вознаграждением. Это может быть материальное вознаграждение – например, сладости или какие-то вещи, которые любит ребёнок. Или эмоциональное вознаграждение: обнять ребёнка, поцеловать его, похлопать в ладоши, оказать некое позитивное внимание. Набор таких стимулов индивидуален и зависит от степени развития аутизма. Чем сильнее отставание в развитии, чем менее выражены когнитивные способности, тем вероятнее, что на начальном этапе эффективным подкреплением будут только материальные стимулы. И, наоборот, если аутистические черты выражены не слишком ярко, специалист вместе с родителями сосредоточится только на эмоциональных стимулах.

Таким образом, посредством условных рефлексов на определённые действия, которые нужно совершить, чтобы получить желаемое вознаграждение, у ребёнка с РАС формируется необходимый поведенческий навык.

Главная цель ABA-терапии – сделать ребёнка с расстройством аутистического спектра как можно более самостоятельным, независимым человеком. Ведь по мере физического развития жизнь в обществе будет требовать от ребёнка определённых социальных умений и навыков общения с другими людьми, реализации различных социальных и профессиональных ролей. Поэтому по мере приобретения таким ребёнком простейших бытовых привычек ABA-терапия переходит к развитию его социальных и коммуникативных навыков, его взаимодействию со сверстниками и ближайшим окружением.

17 ноября 2020
15:26