В 2019 году социальный проект «Нет барьерам для общения!»,  стал одним из победителей в конкурсном отборе инновационных социальных проектов, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на развитие эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации по конкурсному направлению: «Организация развивающего ухода за детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации». Основная цель проекта – создание на базе учреждения развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации. В целевую группу проекта входят 40 детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 3 до 14 лет и их законные представители. В рамках Проекта на базе учреждения для них создается развивающая среда, проводится комплексная диагностика с использованием современных методик и внедряются инновационные технологии для формирования безбарьерного коммуникационного пространства.

Полномасштабная реализация мероприятий, заложенных в план Проекта, начата с апреля 2020 года. Целевая группа на первый из четырех этапов проекта, составила15 детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В ходе первого этапа проведена диагностика:

  • сформированности коммуникативных навыков (14 детей целевой группы);
  • диагностика объема пассивных и активных движений пальцев, запястья и предплечья (11 детей целевой группы);
  • диагностика с сформированности социально-бытовых навыков у детей целевой группы (5 детей).

По результатам диагностики разработаны индивидуальные программы развивающего ухода для детей целевой группы. Основные направления реабилитации:

  1. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий (индивидуальных и групповых), направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  2. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование двигательных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  3. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  4. Социализация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития путем привлечения их к социокультурным мероприятиям, проводимым в учреждении.
  5. Организация и проведение обучающих мастер-классов для законных представителей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития от 3 до 14 лет.

Проведение комплексной диагностики детей с тяжелыми множественными нарушениями развития осуществлялось при помощи современных технологий, например, методики DIR/Floortime. Методика Floortime – это один из компонентов комплексной программы помощи, основанной на концепции DIR. Floortime – это центральный элемент концепции DIR.Floortime – это процесс, в ходе которого родитель с ребенком постоянно чему-то учится. Следовать за ребенком – это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. DIR – это концепция системы ранней помощи детям с нарушениями. Аббревиатура DIR составлена из первых букв понятий, означающих построение отношений с учетом уровня функционального эмоционального развития и индивидуальных особенностей (ребенка, семьи, окружения и психолога). Floortime реализуется в работе с обычными детьми и в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, затрудняющие или сводящие на нет возможность осуществления коммуникационной активности. Внедрение данных методик в работу с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития позволяет психологу не только создать целостную картину нарушений у ребенка, но и подобрать целесообразные способы работы с ребенком.

В рамках реализации мероприятий первого этапа Проекта осуществлена закупка инновационного оборудования. Так, приобретен и введен в действие тренажер мелкой моторики кисти – реабилитационная перчатка «Аника». Тренажер мелкой моторики кисти - реабилитационная перчатка «Аника» с биологической обратной связью предназначен для восстановления подвижности пальцев и кисти рук при неврологических заболеваниях, после травм. Тренажер используется в травматологической реабилитации, ортопедической реабилитации (после ортопедических операций), нейрореабилитации  (посттравматическая нейропатия,  ДЦП, повреждения головного или спинного мозга). Она позволяет проводить реабилитацию пациентов в игровой форме, получая объективные данные о производимых пациентом действиях в реальном времени, и адаптировать программу реабилитации в соответствии с реальными возможностями конкретного пациента, подобрав комплекс интерактивных упражнений для восстановления мелкой моторики и координации движений. В процессе занятий эффективно развиваются мелкая моторика, координация движений «глаз-рука»  (зрительно-моторная координация), двигательные зоны мозга, осуществляющие работу тонких движений пальцев рук, умение контролировать силу пальцев ведущей руки, умение концентрировать внимание.

Кроме того, приобретены коммуникаторы Go Talk, представляющие собой речевой тренажер и средство для элементарной речевой коммуникации, предназначенное для усвоения, развития или восстановления речевых навыков (простые коммуникаторы для детей, имеющих выраженные нарушения речи).

Также специалисты Центра прошли в рамках проекта обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Так, специалисты отделения социально-педагогической реабилитации (два педагога-психолога, логопед и воспитатель) прошли дистанционное обучение на курсах профессиональной переподготовки по программе АВА-терапии, проводимых на базе Московского института современного академического образования (МИСАО). В результате успешного освоения программы, специалисты получили дипломы о профессиональной переподготовке. В дальнейшем данная методика станет одной из основополагающих в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Отметим, что АВА-терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека. АВА-терапия применяется для того, чтобы скорректировать поведение детей с аутизмом и привить им базовые социальные навыки, улучшить речь, память, внимание, концентрацию. Эта методика основана на системе поощрений и положительных подкреплений определённых действий ребёнка, в зависимости от того, какая задача стоит перед специалистом АВА.

В рамках курсов повышения квалификации специалисты Центра обучились внедрению технологии эрготерапии и физической терапии в абилитации и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями развития. Курсы проводились на базе АНО «Санкт-Петербургский медико-социальный институт» в дистанционном формате. Возможность обучения предоставил Благотворительный фонд имени Ани Чижовой в рамках проекта «Системная комплексная помощь паллиативным детям Чувашии в сопровождении постурального менеджмента», поддержанного Фондом президентских грантов.

Таким образом, можно констатировать, что основные мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках первого этапа Проекта, осуществлены в полном объеме.

25 декабря 2020
09:53