30 июня  2021 года медицинская сестра  стационарного отделения  БУ « Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии Дмитриева Валентина Анатольевна   провела обучающее занятие на тему: «Рекомендации для детей с ДЦП: кому и зачем делать растяжки».              

 К методам физического восстановительного лечения у детей с ДЦП относятся растяжки, или стретчинг (от английского «stretching»-растягивание). Эффект стретчинга достигается за счет расслабления мышц. Существуют различные виды растяжек. При силовом стречтинге  растяжение проводится в момент максимального сжатия мышц, что приводит к увеличению активной и динамической подвижности. Стретчинг  применяется  на занятиях по  лечебной физической культуре с целью растягивания связок, сухожилий,  мышц  конечностей и туловища  для улучшения показателей гибкости, увеличения амплитуды движений и их координации. Для детей с ДЦП  увеличение гибкости имеет очень большое значение, так как присущие данной патологии мышечные напряжения, недостаточная  эластичность мышц и соединительных тканей суставов, болевой синдром вызывают скованность, контрактуры, ограничение движений в суставах. Уровень гибкости зависит, главным образом, от состояния мышц и. в  меньшей степени - эластичности сухожилий. Занятия  стретчингом усиливают  кровоток  в суставах и прилежащих тканях, улучшают обменные процессы, тканевое  дыхание, гармонизируют химические процессы в мышечной ткани. Занятия растяжками позволяют снизить проявления мышечных болей и контрактур. Растяжки  являются профилактикой возникновения  травм в спазмированных  мышцах  и связках.  Снятия напряжения мышц вызывает общую релаксацию.

При выполнении занятий следует учитывать  две важные рефлекторные реакцию. Стрейч - рефлекс – рефлекторное сокращение мышцы в ответ  на ее удлинение. Чем более резким и амплитудным будет растяжение мышцы, тем сильнее будет ответное рефлекторное мышечное сокращение. Основная функция стрейч – рефлекса состоит в поддержании постоянного мышечного тонуса и защите тела от травм. Но при выполнении упражнений  на растягивание, этот  рефлекс создает определенный барьер.  Что бы уменьшить его влияние, нужно научиться растягивать мышцы  медленно, плавно, с малыми амплитудами, увеличивая их постепенно. Еще один рефлекс, о котором нужно знать и стараться использовать- гольджи-рефлекс. Его иногда называют обратным стрейч-рефлексом. Если напряжение в сокращенной мышце достигает определенного предела, рефлекторная цепочка заставляет мышцу расслабиться. Этот рефлекс лежит в основе метода пост-изометрической релаксации. Суть методики заключается в сочетании кратковременного изометрического напряжения минимальной

 

интенсивности с последующим пассивным растяжением. Повторение таких сочетаний проводится 3-6 раз. В результате в мышце возникает стойкая гипотония, снижается спастичность и болезненность.Перед выполнением упражнений на растягивание необходимо разогреть мышцы. Во время растяжки следить за дыханием :ровное, глубокое, желательно животом. Без фанатизма, не допускать боли, не спешить, фиксировать не менее чем на 30 секунд, избегать рывков,   уделять больше времени менее растянутой половине тела.       

 

Во время обучающего занятия  Дмитриева Валентина продемонстрировала упражнения  на растягивание икроножной мышцы голени -  Максиму ( 9 лет, ДЦП,нижний спастический парапарез ), Вадиму (10 лет, ДЦП, спастическая диплегия). Выполнение комплекса упражнений  предусматривает построение на принципах регулярности, систематичности, индивидуальному подходу к каждому ребенку, обращении внимания на его возраст и психическое развитие. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат.  Дети с интересом и удовольствием  выполнили комплекс упражнений. Дмитриева В.А. им объяснила необходимость проведения   общих движений  поэтапно  с учетом степени сформированности основных двигательных функций, возраста ребенка и задали интересующие их вопросы. Цель проведенного занятия заключается в побуждении в детях желания и стремления систематического и  самостоятельного выполнения упражнений.

 

30 июня 2021
16:47