Дети с расстройством аутистического спектра (далее РАС) представляют собой крайне неоднородную группу, но общее для них заключается в том, что у них искажена система сенсорной интеграции, с ними сложно установить эмоциональный контакт, вовлечь их в развивающее взаимодействие, им сложно передать социальный опыт.

Реабилитация детей с РАС в БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии (далее Центр), как система медицинских, педагогических и психологических мероприятий, направлена на коррекцию основных психических функций: когнитивной, моторной, речевой, эмоциональной, дезадаптивного и нежелательного поведения, а также на улучшение социализации и взаимодействия, коммуникации и создания предпосылок к возможности обучения.

Психолого-педагогическая коррекция, опираясь на сохранные психические функции, ставит своей целью максимальную социализацию ребенка с РАС в обществе. В нашем Центре, как правило, используются методики, основанные на поведенческом подходе (ABA-терапия, TEACCH-программа), на эмоционально-смысловом подходе О.С. Никольской; сенсомоторные (двигательные) упражнения; методика по формированию навыков речевой коммуникации А.В. Хаустова и др.

Потребность детей с РАС в получении сенсорных ощущений задает тон коррекционной работы психолога. Легко возбудимые и быстро реагируемые дети нуждаются в предоставлении им возможности уединиться, в релаксации, в сенсорной разгрузке. Гипосензетивных детей, наоборот, необходимо сенсорно стимулировать. Для реализации каждой из этих потребностей в Центре есть сенсорная комната, оснащенная необходимым оборудованием, приобретенным в рамках проекта «Нет барьерам для общения».

Одним из мест, в котором ребенок с РАС может почувствовать себя обособленно и уединенно, является так называемое «Яйцо Кислинга», названное по имени его создательницы – эрготерапевта Уллы Кислинг. Оно представляет собой мягкий тканевый мешок с двумя ручками.

. Самостоятельно погружаясь в мешок из ткани, ребенок чувствует себя в безопасности, у него снижается тревожность. В мешке ребенок может раскачиваться, перекатываться, кувыркаться, прыгать, просто сидеть или лежать. Через ткань, которая является барьером, ребенок с РАС лучше воспринимает тактильные ощущения со стороны взрослого, начинает проявлять интерес к окружающему.

Таким образом, деятельность Центра ориентирована на создание единого развивающего пространства в области психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, на удовлетворение потребностей всех участников процесса реабилитации, на внедрение современных технологий.

31 августа 2021
09:50