Применение коммуникаторов «Go Talk» в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Применение коммуникаторов «Go Talk» в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Коммуникатор «Go Talk» – это вспомогательное техническое средство коммуникации с речевым выводом, которое благодаря незначительному весу и встроенной ручке можно носить с собой. Запись сообщений производится через встроенный микрофон. Эти свойства прибора позволяют адаптировать высказывания к индивидуальным потребностям ребенка, что способствует его гармоничному взаимодействию с окружающими миром, повышает качество жизни.

Использование коммуникатора позволяет организовать систематическую работу с неговорящими детьми по развитию в альтернативной форме всех функций речи – коммуникативной, познавательной, регулирующей.

В зависимости от сформированности понимания речи и потенциальных способностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью выделяют три группы пользователей поддерживающей коммуникации.

Группа 1 – дети, для которых поддерживающая коммуникация выступает в качестве экспрессивного средства. Они достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально (моторная алалия, тяжелая степень дизартрии). Особое значение здесь приобретает не столько развитие понимания речи, сколько предоставление возможностей для самовыражения.

Группа 2 – дети, испытывающие трудности в овладении языком. Скорее всего, они научатся говорить, но в настоящий момент их языковое развитие замедленно (например, дети с ментальными нарушениями). В этом случае поддерживающая коммуникация применяется временно и способствует формированию импрессивной и экспрессивной речи. В группу также входят дети, речь которых понятна только близким и только в определенной ситуации (например, при детском аутизме).

Группа 3 – устная речь для таких детей слишком сложна (например, при тугоухости и ментальных нарушениях) и они постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Их надо обучать как пониманию речи, так и способности общаться. В некоторых случаях поддерживающая коммуникация выступает как замещающий язык, полная альтернатива отсутствующей речи.

Подобные средства общения позволяют создать условия для повышения у неговорящего ребенка мотивации к общению – ребенок может принимать участие в коммуникативных ситуациях и выражает свои мысли и желания. Также он получает возможность участвовать в непосредственно образовательной деятельности на занятиях. Средства поддерживающей (невербальной) коммуникации предоставляют неговорящему ребенку возможность отвечать на открытые и альтернативные вопросы, фиксировать результаты своих действий (отчет), планировать предстоящую деятельность, давать оценку своим действиям и поступкам, а также выражать свое отношение к происходящему вокруг.



13 октября 2020
15:20
Поделиться