Основные принципы коррекционно-развивающих занятий для формирования двигательных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Основные принципы коррекционно-развивающих занятий для формирования двигательных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Специалистами БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии реализуется социальный проект «Нет барьерам для общения!» для детей  с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и поддерживаемый грантом Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Тяжелые и множественные нарушения развития - это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Двигательные нарушения  часто встречаются у детей с ТМНР. Выраженность их варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Поэтому в программу помощи ребенку с ТМНР включены занятия для развития способности к передвижению, поддержания позы и двигательную активность.

Движение является физиологической потребностью организма, которая не только влияет на обмен веществ, состояние опорно-двигательного аппарата и других систем организма, но и является необходимым компонентом исследования мира. От двигательной активности ребенка зависят формирование у него «образа Я» и развитие пространственных представлений. Кроме того, движение оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние человека.

Для детей с ТМНР характерно снижение уровня двигательной активности. Им необходима специальная стимуляция моторной активности и помощь в освоении новых движений.

Базовая физическая нагрузка, необходимая для поддержания здоровья и психического развития таких детей, должна включать следующее:

Правильное позиционирование.

  • Для ребенка с двигательными нарушениями поддержание позы часто является непростой моторной задачей. Если при наличии сенсорных опор и поддержек ребенок с ней справляется, то это может помочь ему постепенно освоить позу и научиться удерживать ее самостоятельно. При этом длительное пребывание в патологических позах и невозможность самостоятельной смены позы может привести к развитию вторичных ортопедических осложнений.
  • Участие в перемещении и уходе. В простых бытовых ситуациях, таких как смена позы, перемещение в пространстве, принятие пищи, переодевание и т.п., содержится масса возможностей для стимуляции моторной активности ребенка и тренировки движений: в процессе изменения положения , во время переодевания, за обедом. Большим преимуществом развития движений в повседневной жизни является то, что бытовые ситуации постоянно повторяются изо дня в день, а порой и много раз в день, что обеспечивает закрепление навыка. Кроме того, ребенку понятна мотивация, для чего он выполняет то или иное действие. К тому же в процессе таких тренировок формируются функциональные движения, которые в дальнейшем можно будет использовать в течение всей жизни.
  • Игру. Игра является основным видом деятельности любого ребенка. В процессе игры дети готовы выполнять самые разнообразные движения. Интерес является самой мощной мотивацией при развитии движений.
  • Спонтанную двигательную активность. Уровень спонтанной двигательной активности напрямую зависит от организации развивающего пространства вокруг ребенка. Чтобы ребенок двигался, ему нужны объекты, к которым он будет тянуться, за которыми захочет поползти, которые захочет взять, с одной стороны и ощущение безопасности - с другой.
  • Структурированную двигательную активность, т.е. специальные занятия со специалистами ЛФК и АФК лечебной гимнастикой, на тренажерах, стендерах, в реабилитационных костюмах.

Во всех случаях мы должны выбирать и тренировать максимально возможное количество актуальных и разнообразных двигательных навыков и учить ребенка адаптировать их к естественным условиям окружающей среды, пользоваться ими в повседневной жизни.

Реабилитационные программы должны быть частью повседневной жизни, помогая детям развиваться и реализовывать свой потенциал в естественной среде.

В комплекс реабилитационных мероприятий детям-инвалидам с тяжелыми множественными нарушениями развития, в зависимости от тяжести инвалидизирующего заболевания, входили занятия лечебной гимнастикой № 5 - 10, на тренажере Гросса № 5 - 10, пассивно-активная механотерапия для верхних и нижних конечностей на тренажерах Орторен Мотто и Мотомед № 5 - 10, обучение ходьбе на имитаторе ходьбы «Имитрон» № 5 - 10, в роботизированной системе «Локомат» №10, массаж №10, занятия на тренажере «Реабилитационная перчатка «Аника», а также обучение родителей и занятия детей в адаптационном тренажере – костюме «Ардос» № 10-15. В 3 семьи, чьи дети нуждались в пролонгации тренингов, костюмы «Ардос» были переданы на 1,5 – 2 месяца по договору безвозмездного пользования. В среднем, каждый из 40 детей за курсы реабилитации прошел от 7 до 30 занятий для развития дигательной активности.

По окончании курса реабилитации у детей появился «вкус» и мотивация к вертикальному положению и ходьбе, увеличилась сила мышц и амплитуда движений в суставах, появилась возможность менять адекватную нагрузку на скелет за счет разной степени поддержки,  улучшились координация движений и равновесие с обеспечением максимально возможного уровня физической активности в течение дня.

 

 

 



13 сентября 2021
15:57
Поделиться